Небольшой разбор полетов...

Хотел написать ответ на пост у arefiev_dm об английском и диспетчерах, про пулковский Swiss 1311, там пленочка хорошая, вообще тема интересная...С позволения автора создам пост/ответ/рассуждение у себя в журнале...Итак, кому интересно - лучше по порядку:
1.сначала читаем пост

Попробую ответить за коллег, и внести может быть ясности в ситуацию...
Конечно я тоже слушая этот эфир(спасибо автору,я не слышал эту пленку) возмущался тем, что дисп не может понять что ему говорит экипаж, но...и я его не сразу понял, вернее не сразу начал разбирать его речь...ведь вначале он говорит достаточно быстро и скомкано - это понятно, у него ситуация хреновая на борту, потом, когда они разогнали скорость и набрали высоту, и видимо поняв что эту ситуацию можно контролировать, успокоились немного и начали говорить более понятно, хотя и должен признать что коллега все равно его не понимал...
У нас как то ночью азиат летел какой то с проблемой...его слушали и старший, и РП и все кто не спал(ночью), мы его замучали просить повторить, так точно и не поняли что у него случилось - ну не понятно они говорят, ну что с ними сделать то?хотя тот же английский язык...
Что происходит с диспетчером в этот момент - это стресс!!!это нестандартная ситуация, это сразу много действий по оповещению старших,руководителей полетов, понять что с бортом, какие намерения экипажа,объяснить это нависшему над головой старшему и конечно же попытки вспомнить технологию(которая как бы есть, но ее как таковой нет, она размыта и что конкретно делать нигде не написано, но пороть потом будут именно за нее...)..Плюс ко всему это все просиходит за секунды, это вы видите таймер, который отмерил 5 с лишним минут, а в жизни все происходит очень быстро, и вот здесь и появляется третий голос, он нейтрален, ему по большому счету до лампочки до всего что происходит - это его конек, потому что он в этой ситуации единственный, кто готов трезво мыслить!!!Молодец, респект и уважуха этому командиру, который помог, не отстранился от происходящего!!!
Давайте тоже трезво посмотрим на ситуацию - что может сделать диспетчер для этого экипажа?ну вот что конкретно?да ничего!!!!не плюхнулись?машину смогли контролировать?молодцы!Воздушное пространство освободили, дали векторение по кратчайшему и посадка, все что можно было сделать - сделано, пусть и коряво, а как вы себя ведете в стрессовой ситуации?не так же?да так же коряво, большинство по крайней мере точно!!!кто пережив какую нибудь стрессовую ситуацию может сказать что действовал абсолютно правильно???
Теперь про запись.Вы слушаете ее дома в тишине через хорошие колонки, как ее слышит диспетчер?Я уже писал про наши гарнитуры...в них ничего не разберешь при такой скомканной скороговорке...мы виноваты?объясните это нашему руководству...
Английский...Это на сегодняшний день больной вопрос...ровно через год все авиадиспетчера должны обладать четвертым уровнем английского..а где его взять?а самое главное не где его взять, а как его поддерживать???достичь его не главная проблема, главная - это поддержать...все прекрасно знают, что как бы ты не владел языком, а если ты на нем молчишь, ты его потеряешь...мы его не используем практически, по крайней мере на работе..Раньше было время, когда например в нашем центре был заключен договор с институтом Иностранных языков, который преподавал курсы чуть ли не полугодовые, и те кто попал в этот период мои коллекги имеют 4 или близкий к 4 уровню...сейчас у нас только посылают в Англию на месяц в институт..это хорошо конечно, но по факту не для всех приемлемо, не каждый может оставить семью на месяц и уехать..Сейчас все забегали с этим английским, ведь остался год всего...рассматривают варианты обучения так же в Праге и Риге...складывается такое ощущение как будто в Москве это нереально...ну да ладно - оно начальство на то и есть чтобы думать..а ситуация действительно плачевная - реальных 4 уровней мало, в основном это третий и второй уровни.Как раз старшие диспетчера все с 4, и они как правило свободны(вернее должны быть всегда свободны, но народу то не хватает) именно на такой случай, чтобы помочь разобраться в ситуации..
А начальство сейчас думать не умеет - умеет только затягивать гайки и требовать, пороть и карать...платя недостойные зарплаты, не развивая предприятия, не обновляя оборудования и т.д. Вот нам обнородовали тут статистику:на данный момент мы вышли на уровень интенсивности 2008 года. Что это говорит? То, что она за пределами возможности техники,оснащенности трасс и организации воздушного пространства, а главное человеческих возможностей!!!2008 год был пиковым - такой интенсивности не было много много лет...и имеет место прирост, т.е. этим летом я даже боюсь себе представить что будет происходить в небе, а еще если будут такие грозы как в 08г. я вообще отказываюсь такое представлять...И неутишительна статистика авиационных инцидентов, за эти три месяца произошло уже достаточно много серьезных событий, и это только начало года, это первые месяцы, которые не загруженны как правило...я никого не пугаю, я пишу то, что есть на самом деле...плюс к этому коллектив устал от этих передряг и споров с дирекцией, которые хотят нас втоптать ниже плинтуса, отнимая и тербуя..это тоже сказывается, и очень сильно...
Во внуково когда борт точно так же после взлета доложил о задымлении в кабине было еще хуже...
А еще вспомнился случай когда Ан12 горел после взлета, его тоже векторить начали, только пожар нарушил системы управления самолетом и они упали в поле, все погибли..так вот там диспетчер у них запрашивал несколько раз расчетное время посадки...штурман наш летал с этим экипажем когда то, и постоянно ругается зачем было мешать экипажу со своим временем посадки...скажете диспетчер дурачек?нет!!!над ним стоял старший и заставлял его выполнить технологию работы!!!!!он прикрывал свой зад, чтобы потом к нему претензий меньше было...хотя у нас такие документы, что диспетчера можно наказать в абсолютно любой ситуации, как ты не работай....совковая еще тема - ведь наказывать то кого то надо?Надо!А с кого спрашивать?с живых конечно же в первую очередь...
Предугадываю что будет много негативных высказываний на этот пост...
Я еще чего то хотел написать, но всего не упомнишь...
Всем только чистого неба!!!
Все правильно написал.
У меня только одно негативное высказывание. Это к диспетчеру, "герою" ролика. Я могу вникнуть в Вашу работу, в ограничения, в усталость и т.д.
НО! Явно сказанная фраза пилота "Bird strike" ну никак не оправдывает диспа в данной ситуации. Даже английский не надо знать, чтобы понять что случилось.
Ну и на земле тоже в принципе.
Простите, я все понимаю - и трудности с обучением, и трудности с поддержкой языка, и то, что в этой конкретной ситуации диспетчер ничего больше сделать не мог. Но, "а если бы он вез патроны" - и была бы ситуация, в которой от эффективного общения пилота(ов) и диспетчера зависела бы жизнь пассажиров? Я не уверен, что полагаться на то, что найдется кто-то еще, кто возьмется переводить, это хорошая идея. Знание английского языка в работе диспетчера международного аэропорта так же важно, как и знание, например, схемы захода на посадку. Не знание одного или другого - это прямая угроза безопасности полетов и жизни пассажиров. С моей точки зрения, это не вина конкретного диспетчера - это вина руководства, допустившего данного диспетчера до работы.
все правильно, только одна поправка - вина не в том что допустило к работе, а в том что не создало условия для того чтобы диспетчер соответствовал...
мне кажется, что в данном конкретном случае уж слишком чиста и проста была речь свисса, так что не попинать в данном конкретном случае диспетчера не представляется возможности.
советую перечитать еще раз, в том числе некоторые комментарии, которые подтверждают мои слова...
Я хочу сказать, что это довольно обычная ситуация. Ничего тут сверхординарного не происходит. Просто-напросто для всех, кто смотрит на это со стороны, это кажется чем-то вопиющим.
Проблема с английским была всегда. Но это проблема не только наших диспетчеров, но тех "англичан" которые к нам прилетают. Корейцы, китайцы, а хуже всех американцы и сами англичане со своей кашей во рту - пойди разбери что они бормочут.
У меня однажды америкос 20 минут ночью на предварительном молотил и никто не мог его понять (ни вся наша смена во главе с РП, ни смена с МЦ, которая прослушивает на кругу частоту старта во Внуково). А оказалось все просто - он хотел, чтобы ему подтвердили всего-лишь его АЭРОДРОМ НАЗНАЧЕНИЯ!!! Он талдычил "to Munich", а все слышали: "2 minutes". Даже потом штатный переводчик службы делала выписку с пленки и так и записала его вопрос: "2 minutes?"
В Пулковской ситуации: почему Аэрофлот лучше все понял и разобрался? Да потому, что качество радиосвязи на борту гораздо лучше, и слышно все более разборчиво, чем в зале УВД! Это даже слышно по записи, какой шум вокруг диспетчера - особенно "на земле", что там разберешь?
я живу в ирландии уже десять лет. работаю в крупной компании технологом. английский - не мидовский конечно, меня понимают, я их тоже. но мы-то ладно, на земле, можно лишний раз и ЧО-кнуть и А-кнуть. в небе - там конечно главный ваш враг - гравитация. если замешкался с приёмом-подачей информации, она и самолёт и содержащихся в нём людей быстренько к земле притягивает. ну, дай Бог уберечь всех нас от такого сценария. вы, диспетчеры к нам на остров на практику приезжайте. после нашего ирландского английского, все остальные варианты инглиша покажутся кристально чистой журчащей родноковой водичкой.
Я и пишу что основная проблема даже не достичь желаемого уровня, а поддержать его!!!!!
вы пишете о том что вы говорите, т.е применяете язык, а мы не говорим, мы не используем его, как его сохранить то тогда?????Руководство этим не озабоченно, у них одна забота - положенно ешь, а не положенно не ешь...
в условиях России (да и не только там) обязаловка на 4 класс ИКАО выйдет в профанацию. А курсы РВСМ в Чехии ил в Англии языковые зачастую заканчиваются банальным шоппингом и ничем более. Те, кому это действительно надо , берут репетиторов и подтягивают язык сами. А вот у старшего поколения, увы, с мотивацией в этом плане проблемы.
Стресс - да. Доклад РП, согласования, другие борты на связи , расчистить ВП - ну так значит надо хотя бы ФРО доработать до такого состояния, чтобы о ней голова болела меньше всего. А с ней и язык. Будет хорошее владение языком - на автомате скажешь то, что надо и выяснишь то, что надо, и не будет такого жалкого представления.
с нашими зарплатами...репетиторов...я например себе не могу это позволить, по крайней мере пока точно, и в перспективе еще несколько лет...а сейчас наш колдоговор закончится, поубирают все нахрен, поднимать не будут зарплату, потому как больно хорошая по мнению директора, и вообще можно забыть про репетиторство и прочие блага человечества))))
Спасибо)))я вроде постарался все доходчиво описать, и рассмотреть ситуацию с разных сторон...
Возникла новая идея...спросить у народа мнение по поводу вины диспетчера в швейцарии, который свел нашу Тушку с детьми и грузовой Боинг?интересно...создам темку позже)))
И еще забыл написать вчера - откуда взяться уровню языка, если есть база школьная(какую базу раньше давали вы все знаете - каждые пол года новые преподаватели, только после института),и все...в Академии изучают уже фразеологию, разговорный и не трогают почти, да и качество обучения в академии вы все тоже прекрасно знаете...
Во многом я конечно согласен с автором этого ЖЖ,но выскажу и свое мнение по этому поводу.Я учил язык придя в авиацию,с первого дня,доставал по ФРО и тех.документацию где мог,было огромное желание его выучить,и знать,пока летал без допуска на МВЛ,все свободное время занимался языком.В итоге в 92 ом году,на курсах при МИИГА(тогдашнее название),сдал успешно все зачеты и экзамены,далее уже в отряде на 4 ый уровень.Основное,что я хотел донести,это огромное желание,и понимание того,что без английского будет очень сложно,и двигаться далее бесперспективно,для полетов зарубеж.Желаю удачи,и всем чистого неба!
Именно! Должно быть желание что-то делать, а не ждать когда за тебя это сделает добрый дядя!
Кстати, язык можно поддерживать смотря фильмы на английском без перевода. Я на английском не разговариваю, но фильмы смотрю регулярно, в итоге на слух воспринимаю англоязычную речь спокойно, если приходится.
просмотр фильмов кстати входит в программу повышения квалификации...
америкосы кстати сложны в понимании, если вы с ними не привыкли общаться, они свою "жевачку" жуют постоянно, и ничего не поймешь, все в едином целом..а кровь в моче еще услышать надо, и правильно разобрать...я не оправдываю никого - я лишь говорю, что это жирный минус нашей системы, и думаю что не только нашей...И пилот здесь никогда не поймет диспетчера, собственно как и всегда и во всем...
Как человек, когда-то проведший в эфире не одну тысячу часов, могу только подтвердить, что зачастую там очень сложно разобрать даже родной язык. Радиообмен именно поэтому обычно ведется стандартными фразами. Поэтому неудивительно, что диспетчер поимел столько проблем с пониманием, даже несмотря на смешной, но четкий выговор швейцарца. Уверяю, с англичанином проблем было бы больше :)
Странно другое - bird strike это исключительно авиационный термин</s>, как раз из тех стандартных фраз радиообмена, и не знать его для диспетчера есть весьма нетипично.
на работе как то обсуждали эту тему, и мне сказали, что на форум как то попали летчики из Свисса, так вот они своего коллегу так же осудили за скорость и неразборчивость речи, т.е. это то, о чем я говорил, что не ожидая этой ситуации понять первые выпаленные слова очень сложно...так же как во внуково тоже вместо стандартной фразы первые слова очень быстро о проблеме...а мы иногда не сидим и ждем доклада, а например согласовываем что то и начало слышим в "пол уха" что называется, вот для этого и сделано стандартное построение фразы, не зря прописано три раза Мэйдэй, ну не зря это сделанно, а для того чтобы диспетчер успел сконцентрироваться на 100%!!!
Я не говорю что диспетчера хорошие а вот летчкик такой нехороший!!НЕТ!!я говорю о том что если бы они выполнили свою часть работы так как положенно, то было бы легче понять сразу что происходит и какую помощь надо оказать в этой ситуации...
bird strike
конечно, надо деньги выделять диспетчерам на язык, поддержание, стажировки! Владельцы авиакомпаний - все у вас отобрать, если не выделите! И в Сибирь вас, в Сибирь - без всяких шуток.

Но и диспетчер хорош, ведь надо же и самому учить, а такое впечатдение, что он только из школы - бекает, мекает... а должен термины знать назубок. Плохо, товарищ диспетчер, тщательней к изуению надо подходить.

И ведь тут язык специфический, с терминами. я вот например, английский знаю хорошо, могу догадаться, что bird strike - это птица попавшая, но помогать переводить в такой ситации не отважусь, ведь на сто процентов не знаю, что этот термир в небе означает...

Слава богу, что справились все же.
Re: bird strike
на самом деле там терминов то процентов 20, остальное уже пошла болтовня...
Диспетчеры могут не весь язык учить, а выписать по максимуму слова, которые могут встретиться в речи пилота. Все, что может произойти с самолетом и пассажирами. По максимуму. И вызубрить их все. И попросить кого-нибудь начитать неразборчиво или с приятелями потренироваться... чтобы в любой неразборчивости знакомые слова улавливать. А на другие темы необязательно учить, вряд ли диспетчер с пилотом будут на светские темы рассуждать.